Рабочая программа кружка "Прекрасный французский язык"

французский язык, второй иностранный, программа кружка

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность дополнительной образовательной программы: дополнительная образовательная программа кружка «Прекрасный  французский язык» имеет социально педагогическую направленность. Её содержание направлено на:

  1. Создание условий для развития личности ребенка;
  2. Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  3. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  4. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  5. Создание условий для социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Второй иностранный язык в отечественной школе - явление новое. Введение второго иностранного языка даже в форме кружковой работы станет реальным шагом на пути к поликультурному образованию, к формированию многоязычной личности. Изучение второго иностранного языка служит обучению учащихся искусству человеческих отношений, мастерству общения вообще и общению в поликультурной сфере в частности. Благодаря этому происходит формирование такого качества как коммуникабельность, которое вызывает чувство полноты жизни, ощущение личного успеха, уверенности в себе.

С целью получения информации о потребностях использования французского как второго иностранного языка  в системе средней ступени обучения в нашей школе был проведен опрос учащихся и родителей 6-х классов. Он показал, что овладение французским как вторым иностранным является необходимым элементом в их будущей жизни, а также расширяет зону выбора их будущей профессии. Последующая конкретизация потребностей показала, что изучение французской истории, культуры и искусства, а также различных сторон жизни сверстников представляет интерес для многих школьников. В связи с этим возникла необходимость в ведении кружковой работы по изучению французского как второго иностранного. Это позволит учащимся реализовать свой интерес к предмету, расширить кругозор, углубить знания.

Особенности возрастной психологии указывают на то, что  возраст 12-14 лет являются наиболее благодатными для усвоения второго иностранного языка. Учащиеся уже имеют определенный лингвистический опыт и определенные навыки и умения. Автоматизация умений и навыков не требует большого количества практики. Всё это позволит ускорить процесс обучения.

Таким образом, новизна и актуальность данной программы состоит в активном подходе учащихся к овладению иноязычной речью второго иностранного языка, активизации механизма связи иноязычных и родной культур, самоконтроле, оптимизации усвоения языка и, как следствие, значительного повышения мотивации и успеваемости.

Следовательно, второй иностранный язык (французский) – это первая, но очень существенная ступень в формировании лингвистически интересной личности.

Цели и задачи:

В основе данного курса лежат следующие принципы:

1.Учёт особенностей личности ребенка с его потребностями, мотивами, интересами.

2.Дальнейшее развитие у детей способности к общению;

3.Изучение языка как средства общения и взаимодействия.

Предлагаемый курс призван внести свой вклад в формирование лингвистически интересной личности, и ставит перед собой следующие цели:  

1. Дать учащимся элементарные знания, умения и навыки коммуникативного общения (в диалоге, монологе, языковых информациях, письме) по бытовым темам;

2. Сформировать у учащихся способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и совершенствоваться в овладеваемой ими коммуникативной деятельности.

3. Раскрыть перед учащимися основные закономерности строя французского языка, обучить нормативному французскому произношению, дать возможность получить знания по грамматике и определенный лексический запас;

4. Дать возможность преодолеть психологический барьер, что позволит в дальнейшем поддержать на определенном уровне полученные знания и постоянно их совершенствовать;

5. Развивать и воспитывать у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения;

6. Развивать способности понимать общность и различие родной культуры культур стран первого и второго языков.

Общеобразовательные и воспитательные задачи:

1. Осуществление межпредметных связей;

2. Формирование элементарных знаний о географии, культуре и быте Франции;

3. Воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах  деятельности;                                                                                                    4.развитие творческого мышления, воображения и познавательных способностей;

5. Формирование способности к социальному взаимодействию.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что при обучении французскому языку как второму иностранному используется сходство английского и французского языков в словарном составе. Это  является прекрасной основой для использования такого метода обучения как метода «лингвистических открытий». Этот метод позволит выявить аналогию и различия, которые существуют в изучаемых языках и быстрее продвинуться в изучении второго иностранного языка, в частности  французского.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.

Данная программа рассчитана на детей 12 -14 лет. Особенности возрастной психологии указывают на то, что  возраст 12-14 лет являются наиболее благодатными для усвоения второго иностранного языка. Учащиеся уже имеют определенный лингвистический опыт и определенные навыки и умения. Автоматизация умений и навыков не требует большого количества практики. Всё это позволит ускорить процесс обучения.

Сроки реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на 3 года:

Первый год обучения (6 класс).

Второй - третий  года обучения (в 7-8 классах).

Формы и режим занятий:

Предполагается оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, учебной, речевой, изобразительной, музыкальной, театрализованной).

Режим занятий: 1 год обучения – 1 раз в неделю

                           2 – 3 года обучения – 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

1.Наличие знаний о системе французского языка и правилах оперирования языковыми средствами общения.

2.Умение понимать и порождать иноязычные устные и письменные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями.3.Умение строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны.

3.умения при условии ограниченного языкового и речевого опыта во французском языке прибегать к различным стратегиям общения, позволяющим выходить из положения при дефиците языковых средств.

4.Умения пользоваться рациональными приемами овладения французским языком, дающим возможность овладеть французским языком экономно, творчески, целенаправленно.

Критерии определения результативности:

1.Соответствие высказывания учащегося коммуникативной задаче.

2.Количество и разнообразие используемой лексики.

3.Относительно грамотная правильность речи.

4.Относительное правильное произношение и соблюдение интонации.

5.Объем высказывания к концу третьего года обучения 8 - 10 фраз.

Формы подведения итогов реализации  образовательной программы.

Используются следующие формы подведения итогов реализации  образовательной программы:

- конкурсы;

- театрализованные постановки;

- соревнования;

- викторины;

- КВН.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

(194 часа)

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (6 класс)

Предметное содержание речи

п\п

              ТЕМА

  Теория

Практика

   Всего

   часов

1.

2.

3.

4.

5.

 

6.

7.

8.

9.

 

 Знакомство

 Праздники

 Дни недели

 Школа

 Франция (общие сведения)

Семья

Магазин

Животные 

Стихи, песни, сказки

 

     2

     3

     2

     3

     3

 

     2

     4

     1

     1

     5

     1

     4

     11

 

     6

     4

     7

     3

     8

     3

     7

    14

 

     8

     8

     8

Речевые умения

• Говорение

Участие в диалоге  этикетного характера — уметь приветствовать и отвечать на приветствие,  попрощаться, поблагодарить. Объем диалогического высказывания - 2-3 реплики с каждой стороны.

Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.

Слушание (аудирование)

Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на занятии; небольших простых сообщений; основного содержания несложных стихов, песен (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования — до 1 минуты

Письмо и письменная речь

Списывание текста; вписывание в текст и выписывание него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.

Грамматическая сторона речи

• Притяжательные прилагательные.

 • Présent (настоящее время глаголов I, II, III групп),

 • Женский род и множественное число  прилагательных

 • Указательные прилагательные.

 • Impératif (повелительная форма глагола).

 • Pаssé composé (прошедшее законченное время глаголов I, II, III 

         групп).

 • Предлоги (à, sur, dans, près de, à gauche de, à droit de, devant, au milieu  

     de, avec, derrière, autour de, en face de).

 • Futur proche (близкое будущее время глаголов I, II, III групп).

Языковые знания и навыки (практическое усвоение)

Графика и орфография

Все буквы алфавита. Буквы с диакритическими знаками (accent aigu, accent grave, cedille, tréma). Апостроф. Буквосочетания. Звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Фонетическая сторона речи

Адекватное произношение и различение на слух всех звуков французского языка. Соблюдение норм произношения согласных и гласных звуков (отсутствие их смягчения, оглушения, редукции и т.д.). Долгота и краткость, открытость и закрытость гласных звуков. Правильное ударение в изолированном слове, ритмической группе, фразе. Членение предложений на смысловые ритмические группы. Фонетическое сцепление (liaison) и связывание (enchaînement) слов внутри ритмических групп. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопросы) предложений.

Социокультурные знания и умения

Использование французского языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомство с:

— оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и  прозы;

— с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой,  гимном, столицами страны/стран изучаемого языка);

— с традициями проведения праздников Рождества, Нового года.                         

Второй - третий  года обучения ( 7-8 класс)

                            Предметное содержание речи

п\п

              ТЕМА

  Теория

Практика

   Всего

   часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 

11.

12.

 

 Знакомство

 Профессии

 Путешествие

 Школа, время

 Город, адрес

 Досуг

Мой друг (внешность)

Еда

Погода

Природа и проблемы экологии

Франция

Стихи, песни, сказки

 

     2

     2

     2

     1

     4

     4

     2

     2

     1

     1

 

     2

     4

     4

     4

     2

     4

     9

     2

     3

     2

     2

 

     2

     6

     6

     6

     3

     8

    13

     4

     5

     3

     3

 

     4

Речевые умения

Говорение

Диалогическая речь

Умение  вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос.

Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие

 речевые умения, как:

— начать, поддержать и закончить разговор;

— поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

    выразить благодарность;

— вежливо переспросить, выразить согласие /отказ.

Объем диалогов — до 4-х реплик со стороны каждого учаще¬гося.

При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую инфор¬мацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов — до 5-ти реплик со стороны каждого учащегося.

 Монологическая речь

Развитие монологической речи предусматривает овладение следующими умениями:

—  кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие

 коммуникативные типы речи, как описание, повествование и   сообщение, а  также эмоциональные и оценочные суждения;

—  передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;

—  делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.

-- выражать своё отношение к прочитанному, услышанному.

Объем монологического высказывания — до 8—10 фраз.

Аудирование

Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

При этом предусматривается развитие умений:

—  выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

—  выбирать главные факты, опуская второстепенные;

—  выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях

прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

Время звучания текстов для аудирования — до 2-х минут.

Чтение

Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной

проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):

• с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);

• с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

• с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Письменная речь

Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

— делать выписки из текста;

— заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, национальность, адрес);

— писать короткие поздравления с днем рождение, другим праздником (объемом до 30 слов, включая адрес), выражать пожелания;

-- писать личное письмо по образцу или без него, используя материал одной или нескольких тем, употребляя формулы речевого этикета (объём личного письма 80-90 слов, включая адрес).

Социокультурные знания и умения

Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами

речевого поведенческого этикета в франкоязычной среде в условиях

проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе».

Использование французского языка как средства социокультурного

развития школьников на данном этапе включает знакомство с:

— оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;

— иноязычными сказками  и рассказами;

— с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами страны/стран изучаемого языка);

— с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и т.д. в странах изучаемого языка;

— словами французского языка, вошедшими во многие языки мира (в том числе и в русский), и русскими словами, вошедшими в лексикон французского языка.

Предусматривается овладение умениями:

— писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих  

     родственников и друзей на французском языке;

— правильно оформлять адрес на французском языке.

Языковые знания и навыки (практическое усвоение)

Графика и орфография

Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков французского языка; соблюдение правильного ударения в словах и ритмических группах; соблюдение правил сцепления (liaison) и связывания (enchaînement) слов внутри ритмических групп; ритмико-интонационные навыки произношения разных типов предложений.

Лексическая сторона речи

Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения.

Знание основных способов словообразования.

Распознавание и использование интернациональных слов.

Грамматическая сторона речи

Нераспространённые и распространённые простые предложения.

Безличные и предложения с неопределённо-личным местоимением.

Некоторые виды сложносочиненных и сложноподчинённых предложений.

Все типы вопросительных предложений.

Прямой порядок слов и инверсия.

Временные формы изъявительного наклонения (present, futur simple, passé compose, passé proche, imparfait) глаголы, спрягающиеся в сложных формах с вспомогательными глаголами avoir, etre.

Возвратные глаголы.

Активный и пассивный залог изъявительного наклонения.

Условное наклонение.

Причастия настоящего и прошедшего времени.

Особые формы существительных и прилагательных женского рода и множественного числа.

Употребление существительных с определённым, неопределённым частичным, слитным формами артикля.

Степени сравнения прилагательных и наречий.

Местоимения прямые и косвенные дополнения, местоимения и наречия en, y, неопределенные местоимения on, tout, meme, personne.

Количественные (свыше 100), порядковые числительные (свыше 10). 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа обеспечена следующими методическими видами продукции:

1) Примерные программы основного общего образования по иностранным языкам.

2) Государственные стандарты по иностранным языкам Министерства образования РФ.

3) УМК Э. Береговской «Синяя птица» 5 класс.

4) УМК Н. Селивановой «Синяя птица» для 6, 7, 8 классов.

5) Разработки игр, конкурсов, КВН.

6) Сценарии сказок, сценок, мини-спектаклей.

Программа обеспечена следующим дидактическим материалом:

1) Н.М. Касаткина «В лабиринте игр» Москва «Просвещение» 2003.

2) Н.Н. Селявкина «Использование игровых технологий. Французский язык» Волгоград «Учитель» 2009.

3) Е.Р. Поршнева, Т.С. Петрова «Языковые игры на французском языке» Нижний Новгород 2003.

Средства наглядности:

Карта Франции, плакаты и изображением достопримечательностей Франции и Парижа, плакаты с основными историческими датами, плакаты с главными историческими лицами Франции, сменные стенды с фотографиями Парижа и французских провинций.

Из технических средств имеется музыкальный центр.

Так же имеется различная адаптированная художественная и научно-популярная литература, подборка журналов на французском языке «France Cite” за 3 года, литература и материалы, взятые из Интернета, по страноведению. 

Так же образовательный процесс обеспечен аудио и видеоматериалами с записями стихов, песен и аутентичных текстов.

                СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Щерба Л.В. преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики.

2. Н.В. Барышников «Методика обучения второму иностранному языку» Москва. Просвещение. 2003.

3. Е. Береговская «Синяя птица», учебник по французскому языку. Москва. Просвещение. 2007.

 4. Л.Г. Денисова, Э. И. Соловцова Второй иностранный язык в средней школе. И.Я.Ш. – 1995 – №3 – с. 11-15, 43

5. Новые государственные стандарты по иностранным языкам

2-11 класс. АСТ. АСТРЕЛЬ. Москва. 2006

6. Н. А. Селиванова «Французский язык как второй иностранный», Москва «Просвещение», 2007

7. Л. П. Смирнова «Обучение второму иностранному языку (французскому) на базе углубленного изучения английского языка», «Первое сентября», №3, 2008

8. Л. В. Щерба «Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики», Москва «Просвещение», 1985

 


Оцените мой сайт
Всего ответов: 607