Об авторе

Митричева Елена Валерьевна

Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его...(С. Соловейчик)

МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ:

<Нижний Новгород

Образование:

высшее, Горьковский государственный педагогический институт иностранных языков им. Н.А.Добролюбова по специальности французский и немецкий языки, квалификация преподаватель французского и немецкого языков

Опыт работы:

МОУ СОШ №161 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода

Учитель французского и английского языков, председатель ШМО учителей иностранных языков

Стаж:

28 лет, в данном учебном заведении – 25 лет

Квалификационная категория

Высшая

Фотографии

              

 

 

Достижения учащихся

Районная конференция «НОУ – юных» (4-8 классов)

Участник, класс

Тема

Место

Год

Докина Алена Евгеньевна 5а класc

Герой французских комиксов - Пиф

Диплом III степени

2012

Докина Алена Евгеньевна 6а класc

Мосты Парижа

Диплом III степени

2013

Докина Алена Евгеньевна 7а класc

Прототипы Гавроша, героя романа В. Гюго «Отверженные»

Диплом II степени

2014

Старкина Алина , 7а класс Будни и праздники французских школьников Диплом II степни 2016
       

Районная конференция «НОУ 9-11 классов»

Участник, класс

Тема

Место

Год

Сахтбгареева Екатерина Фанильевна 9а

Диор – путь к успеху

Диплом III степени

2011

Земскова Анастасия Сергеевна

11а

Щит Франции – французский иностранный легион

Диплом III степени

2011

Докина Евгеньевна

10а

Невероятная судьба невероятного человека (на примере солиста группы Стромай) Диплом II степени 2017

Победители фестивалей, конкурсов 

Название

Участник , место

Учебный год

Районный конкурс французской детской поэзии и песни среди учащихся 2-9 классов образовательных учреждений Автозаводского района.

 

Музыкальная группа 7б класса, 2 место в номинации «Французская детская  песня»

Группа 3а класса, 3 место в номинации «Стихотворно-музыкальная композиция»

Группа 8а класса, благодарственное письмо в номинации «Французская детская  песня»

2010-2011

Участие в торжественном открытии выставки, посвященной году Франции в России в Автозаводском выставочном зале

Группа 8а класса, группа 7б класса, группа 3а класса

2010-2011

Районный конкурс по французскому языку «Презентации стран -  франкофонов»

Докина Алена, Дивеева Екатерина, Карпова Юлия (6а) Диплом II степени

2012-2013

Районный конкурс по французскому языку «Франция – родина импрессионизма» (компьютерная презентация + устное сообщение)

 

Докина Алена, Шадрина Татьяна (7а) Диплом II-й степени.

 

2013-2014

Конкурс рисунков «Россия и Франция: краски музыки нас объединяют» в рамках проведения Международного Фестиваля им. А.Д. Сахарова

Мальцева Ксения (10а)

Благодарственное письмо

2013-2014

Районный фестиваль французской культуры среди школ Автозаводского района с преподаванием французского языка.

Старкина Алина (7а) победитель фестиваля в номинации «Песня на французском языке»

Призеры: Пермякова Анна, Кирсанова Ксения (11а), Вокальная группа 8а класса, танцевальная группа 9б – благодарственные письма от  Управления общего образования Автозаводского района

2014-2015

Районный фестиваль французской культуры среди школ Автозаводского района с преподаванием французского языка.

Старкина Алина (8а), Михайлова Полина (4а),  победители фестиваля в номинации «Песня на французском языке»

Призеры: Вокально-танцевальная группа 9а и 11а классов, танцевальная группа 10б – благодарственные письма от  Управления общего образования Автозаводского района

2015-2016
Районный фестиваль французской культуры среди школ Автозаводского района с преподаванием французского языка.

Победители фестиваля: в номинации «Песня на французском языке» Старкина Алина (9а),  в номинации «Французский танец» Денисиова Валерия и Юпатина Алина (5б)

Призеры: Вокально-танцевальная группа 10а класса, Михайлова Полина (4а)

2016-2017

 

Проекты социальной направленности, реализованные с обучающимися под руководством учителя

Проект

Результат

Дата

  1.  

Конкурс социальной рекламы «Лидер ХХI века»

грамота в номинации «Самый креативный подход»

2012-2013 учебный год

  1.  

Социальный экологический проект «Сохраним нашу малую родину!»

Очистка берега р.Оки в районе Нининой рощи

2012-2013 учебный год

  1.  

Социальный проект «Будем помнить!», посвященный 70 -летию Победы в ВОВ

действующий

2012-2015 г.г.

  1.  

Х Всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам

дипломанты регионального этапа в номинации «Видеоролик, видеофильм»

2013-2014 год

 

Parlons les langues étrangères или мои педагогические технологии

Я, Митричева Елена Валерьевна – педагог с 28-летним стажем. Проработав в школе много лет, я поняла, что учитель одновременно строитель человеческих душ, ученый-исследователь детских тайн, врач, исцеляющий человеческие пороки, актер, вдохновляющий своих учеников. Все эти ипостаси очень важны для Настоящего учителя. Но в каждой из перечисленных профессий есть свои «нельзя». Так вот в моей профессии это: нельзя быть «серым», или рядовым! Как точно заметил С. Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…».

Особенно это высказывание актуально для меня, как учителя французского языка, который, к сожалению, исчезает из школьного образовательного компонента. С чем это связано? Наверное, с тем, что в современном мире английский язык стал более востребованным, чем французский. Очень жаль!

Вместе с тем, как того требовали сложившиеся обстоятельства, пришлось получать дополнительное образование учителя английского языка. И вот уже почти 10 лет я преподаю и французский и английский языки.

Всё это время целью моей деятельности как педагога было развитие личности учащихся средствами преподаваемых мной предметов. Эти предметы – французский и английский языки, которые являются языками мирового общения.

Так как происходит непрерывное развитие человечества, появляются новые материальные и духовные потребности. Поэтому школа должна всегда соответствовать запросам времени. В настоящее время технический прогресс шагнул очень далеко. Наша жизнь наполнилась различными «дивайсами» и «гаджетами». Современный учитель не может оставаться в стороне, не может не использовать в своей работе все то, что требует объективная реальность. В связи с этим приходится внедрять новые приемы и методы обучения, новые формы организации обучения, вести работу среди родителей, стимулировать и мотивировать учащихся на дальнейшее овладение общением на иностранном языке с помощью современных технологий.

Тем более что, сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Поэтому моей глобальной целью является овладение учащимися иностранным языком на таком уровне, чтобы это помогло им в будущем в учебе, в работе, в определении своей жизненной ниши. Моей целью в узком смысле этого слова является, насколько позволяют умственные способности детей, помощь в овладении социокультурными знаниями о стране изучаемого языка, в формировании навыков и умений речевой деятельности, чтобы они смогли участвовать в разнообразных видах речевого общения.

Задача моя как учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность в познавательной деятельности, свое творчество в процессе обучения иностранным языкам.

В целях формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья использую следующие современные образовательные технологии: деятельностные и проблемно-поисковые, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям; компетентностно-ориентированные, включая метод проектов как одну из технологий компетентностно-ориентированного подхода; информационно-коммуникативные; здоровьесберегающие.

В первую очередь это применение деятельностного подхода, который позволяет понять учащимся социальный контекст использования иностранного языка. Для этого я осуществляю подбор языковых и речевых средств общения, нужных для определенных сфер деятельности (личной, общественной, образовательной, профессиональной). На своих уроках я стараюсь обучить школьников стратегиям поведения в зависимости от ситуации и сферы межкультурного общения. Это важно, так как в современных условиях у каждого гражданина нашей страны появилась возможность учиться и работать за границей. Именно на это я ориентирую своих учеников с самых первых занятий. В своей работе использую следующие приемы: игровые формы деятельности (ролевые игры, деловые игры (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели), дискуссии как для введения, так и для закрепления новой лексики, парную работу, использую игрушки. Для активизация речевой деятельности использую разнообразный дидактический и раздаточный материал, компьютерные слайды, озвученные на иностранном языке.

Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока.

Что касается проблемно-поисковых методов, то я их применяю в тех случаях, когда учащиеся готовы к деятельности по разрешению проблемных ситуаций.

Ученики могут самостоятельно по заданию учителя выполнить определенные виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний. Проблемно-поисковые упражнения могут применяться не только при подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, т. е. при выполнении упражнений, углубляющих знания. Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, 1. когда содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний; 2. когда содержание доступно для самостоятельного поиска школьников, т. е. проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей школьников; 3. когда содержание выявляет причинно-следственные и другие связи между явлениями, ведет к обобщениям и т. п.

В формулировке темы должна содержаться проблема, загадка, которую учащимся предстоит разрешить на серии уроков, вопрос, на который нужно найти ответ. Тема в идеале должна представлять собой лексико-грамматическую модель высказывания, которую каждый учащийся мог бы трансформировать, используя свой словарный запас. Кроме того, из темы урока учащийся должен вычленить и сформулировать для себя жизненную, практическую ценность учебного материала, предлагаемого для изучения.

Проблемное обучение имеет высокий воспитательный потенциал, поскольку, выражая свое отношение к проблемам, ученик формирует систему своих взглядом и убеждений, выстраивает свою шкалу нравственных ценностей.

Что касается компетентностно-ориентированного обучения, то я считаю, что оно является перспективным, поскольку при таком подходе деятельность приобретает исследовательский и проектно-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Наиболее эффективными технологиями в моей работе я считаю личностно-ориентированные: метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, обучение в парах или малых группах. Метод проектов - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. Личностно-ориентированные технологии прививают учащимся трудолюбие, формируют ответственность за работу, у них развиваются творческие способности, повышается мотивация к дальнейшей работе над проектами и во внеурочной деятельности. Эффективные формы и методы компетентностно-ориентированного обучения иностранному языку способствуют формированию умений и навыков, непосредственно сопряженных с опытом их применения в жизненных ситуациях, то есть компетенциями. Эффективности обучения способствуют использование дополнительных учебных пособий, аудиовизуальных и мультимедийных средств обучения.

Использование мной информационно-коммуникативные технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам, учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты. Чтобы оживить учебный процесс и повысить мотивацию на уроках я использую различные формы творческих работ: составление кроссвордов, подготовка коллажей, сообщений на различные темы, написание мини-сочинений, докладов, рефератов, исследовательскую деятельность. В последнее время практически все виды творческих работ выполняются с использованием компьютерных технологий.

Таким образом, активно внедряя в процесс обучения французскому языку информационно-коммуникационные технологии, идет развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, а также наблюдается положительная динамика работ учащихся с использованием ИКТ, растет качество и уровень творческих работ учащихся.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое здоровье. Физкультурные минуты, динамические, музыкальные паузы на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Я ввожу данный этап работы тогда, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными. Такие упражнения сопровождаются песнями, стихами, скороговорками на французском языке. Вслед за учителем или диктором школьники многократно повторяют слова, речевые клише, предложения. В ход идут различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, ходьба, бег на месте и т.д.). Вместе с тем ненавязчиво дети включаются в работу над фонетикой, лексикой и грамматикой.

Также используемая мной смена видов деятельности помогает снизить уровень усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

Кроме того, для формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам: "Режим дня"; "Климат и его влияние на здоровье человека"; "Спорт и здоровый образ жизни"; "Здоровое питание и влияние его на здоровье"; "Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации"; "Проблемы молодежи"; "Здоровье и культура общения"; "Технический прогресс и человеческие способности".

Для повышения качества и мотивации обучения необходимо использовать внеурочную деятельность. Прежде всего это организация кружковой работы, предметных недель, участие в конкурсах, фестивалях, концертах, а также олимпиадах, НОУ.

Что касается кружковой работы, с 2009 года по 2016 я вела кружок по изучению французского языка как второго иностранного, обучающиеся которого участвовали во всех проводимых конкурсах, связанных с французским языком.

Практически каждый год мои ученики участвуют в районных олимпиадах по французскому и английскому языкам, а также в районных НОУ. (таблица в презентации)

Вот уже долгое время каждый год в школе проводится «Неделя иностранных языков», приуроченная к Дню Святого Валентина. Проводятся конкурсы открыток, песенные конкурсы, конкурсы на лучшего знатока скороговорок и лучшего декламатора, страноведческие брейн –ринги и викторины, конкурс инсценированной сказки на иностранном языке. Итогом таких недель является отчетный концерт разной тематики. Так прошли концерты «Весенняя капель» ко Дню 8 марта, «Для чего надо изучать иностранные языки», «Говорим и поем не по-русски» и т.д. Зрителями были ученики практически всей школы. Артисты не только проявили себя творчески и получили опыт выступления на публике. Но и заодно освоили разговорную лексику. Учащиеся с энтузиазмом готовились к выступлению, идеи сыпались одна за другой. Хочу сказать, что многие номера дети готовили самостоятельно. Мы, учителя, лишь корректировали их. После таких мероприятий уроки в этих классах происходили на другом уровне. Была видна заинтересованность учеников в изучении предмета. А такие этапы работы, как монолог и диалог стал для них творчеством, а не обязательной скучной рутиной.

В течение нескольких лет на базе нашей школы проходил районный фестиваль французского языка. В нем принимали участие наши ученики: и те, которые изучают французский язык как основной и как второй иностранный в кружке и те, которые его не изучают. Все они исполняли песни на французском языке. Наши дети постоянно занимали призовые места. Хочется сказать, что такие мероприятия повышают мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, есть возможность приобщить детей к творчеству, повысить их самооценку, снять трудности в обучении, а, следовательно, повысить качество обучения. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Результат моей работы – это повышение качества обучения о результатам учебного года:2014-2015- 62,8%, 2015-2016—66,9%, 2016-2017- 73%. 

Также происходит повышение качества обучения по результатам итоговых контрольных работ. 

В заключении хочется сказать, что учитель должен обладать не только педагогическим мастерством, но и быть яркой творческой личностью. Яркая индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению.