Митричева Елена Валерьевна
Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его...(С. Соловейчик)
МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ: |
<Нижний Новгород |
Образование: |
высшее, Горьковский государственный педагогический институт иностранных языков им. Н.А.Добролюбова по специальности французский и немецкий языки, квалификация преподаватель французского и немецкого языков |
Опыт работы: |
МОУ СОШ №161 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода Учитель французского и английского языков, председатель ШМО учителей иностранных языков |
Стаж: |
30 лет, в данном учебном заведении – 27 лет |
Квалификационная категория |
Высшая |
Фотографии |
|
|
Parlons les langues étrangères или мои педагогические технологии
Я, Митричева Елена Валерьевна – педагог с 28-летним стажем. Проработав в школе много лет, я поняла, что учитель одновременно строитель человеческих душ, ученый-исследователь детских тайн, врач, исцеляющий человеческие пороки, актер, вдохновляющий своих учеников. Все эти ипостаси очень важны для Настоящего учителя. Но в каждой из перечисленных профессий есть свои «нельзя». Так вот в моей профессии это: нельзя быть «серым», или рядовым! Как точно заметил С. Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…».
Особенно это высказывание актуально для меня, как учителя французского языка, который, к сожалению, исчезает из школьного образовательного компонента. С чем это связано? Наверное, с тем, что в современном мире английский язык стал более востребованным, чем французский. Очень жаль!
Вместе с тем, как того требовали сложившиеся обстоятельства, пришлось получать дополнительное образование учителя английского языка. И вот уже почти 10 лет я преподаю и французский и английский языки.
Всё это время целью моей деятельности как педагога было развитие личности учащихся средствами преподаваемых мной предметов. Эти предметы – французский и английский языки, которые являются языками мирового общения.
Так как происходит непрерывное развитие человечества, появляются новые материальные и духовные потребности. Поэтому школа должна всегда соответствовать запросам времени. В настоящее время технический прогресс шагнул очень далеко. Наша жизнь наполнилась различными «дивайсами» и «гаджетами». Современный учитель не может оставаться в стороне, не может не использовать в своей работе все то, что требует объективная реальность. В связи с этим приходится внедрять новые приемы и методы обучения, новые формы организации обучения, вести работу среди родителей, стимулировать и мотивировать учащихся на дальнейшее овладение общением на иностранном языке с помощью современных технологий.
Тем более что, сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Поэтому моей глобальной целью является овладение учащимися иностранным языком на таком уровне, чтобы это помогло им в будущем в учебе, в работе, в определении своей жизненной ниши. Моей целью в узком смысле этого слова является, насколько позволяют умственные способности детей, помощь в овладении социокультурными знаниями о стране изучаемого языка, в формировании навыков и умений речевой деятельности, чтобы они смогли участвовать в разнообразных видах речевого общения.
Задача моя как учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность в познавательной деятельности, свое творчество в процессе обучения иностранным языкам.
В целях формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья использую следующие современные образовательные технологии: деятельностные и проблемно-поисковые, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям; компетентностно-ориентированные, включая метод проектов как одну из технологий компетентностно-ориентированного подхода; информационно-коммуникативные; здоровьесберегающие.
Для повышения качества и мотивации обучения необходимо использовать внеурочную деятельность. Прежде всего это организация кружковой работы, предметных недель, участие в конкурсах, фестивалях, концертах, а также олимпиадах, НОУ.
Что касается кружковой работы, с 2009 года по 2016 я вела кружок по изучению французского языка как второго иностранного, обучающиеся которого участвовали во всех проводимых конкурсах, связанных с французским языком.
Практически каждый год мои ученики участвуют в районных олимпиадах по французскому и английскому языкам, а также в районных НОУ. (таблица в презентации)
Вот уже долгое время каждый год в школе проводится «Неделя иностранных языков», приуроченная к Дню Святого Валентина или католическому Рождеству. Проводятся конкурсы открыток, песенные конкурсы, конкурсы на лучшего знатока скороговорок и лучшего декламатора, страноведческие брейн –ринги и викторины, конкурс инсценированной сказки на иностранном языке. Итогом таких недель является отчетный концерт разной тематики. Так прошли концерты «Весенняя капель» ко Дню 8 марта, «Для чего надо изучать иностранные языки», «Говорим и поем не по-русски», "Рождество приходит к нам!" и т.д. Зрители - ученики практически всей школы, а также их родители. Артисты не только проявляют себя творчески и получают опыт выступления на публике, а заодно осваивают разговорную лексику. Учащиеся с энтузиазмом готовятся к выступлению, идеи появляются одна за другой. Хочу сказать, что многие номера дети готовят самостоятельно. Мы, учителя, лишь корректируем их. После таких мероприятий уроки в этих классах проходят на другом уровне. Видна заинтересованность учеников в изучении предмета. А такие этапы работы, как монолог и диалог стал для них творчеством, а не обязательной скучной рутиной.
В течение нескольких лет на базе нашей школы проходят районные конкурсы по французскому языку. В нем принимают участие наши ученики: и те, которые изучают французский язык как основной и как второй иностранный в кружке и те, которые его не изучают. Все они исполняют песни, разыгрывают сценки на французском языке, исполняют народные французские танцы. Наши дети постоянно занимают призовые места. Хочется сказать, что такие мероприятия повышают мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, есть возможность приобщить детей к творчеству, повысить их самооценку, снять трудности в обучении, а, следовательно, повысить качество обучения. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.
В заключении хочется сказать, что учитель должен обладать не только педагогическим мастерством, но и быть яркой творческой личностью. Яркая индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению.